Скачать презентацию для рекламодателей.. Доступ к материалам сайта остаётся бесплатный.

Промышленность Хабаровского края по цифрам опережает российскую

Главная » Новости » Новости СМИ » Промышленность Хабаровского края по цифрам опережает российскую

14.01.2021

Членский билет Союза машиностроителей России врио губернатора Хабаровского края Михаилу Дегтярёву вручил на расширенном заседании правительства Александр Пекарш, заместитель генерального директора ПАО «АХК «Сухой», директор филиала компании «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Гагарина».

И это не просто некий жест: за то недолгое время, что Михаил Дегтярёв возглавляет край, он успел не только серьёзно «погрузиться» в проблемы предприятий отрасли, но и предпринять шаги для их решения, для получения государственных заказов. (О некоторых моментах мы расскажем в этой публикации.) В общем, машиностроители посчитали, что такой человек должен быть в их союзе.
Момент был выбран подходящий - на правительстве в тот день речь шла о состоянии и перспективах развития промышленного производства в крае.

Главный драйвер экономического роста

Экономика края базируется на развитом промышленном производстве и транспортном обслуживании грузопотоков. В крае насчитывается 1266 промышленных предприятий, на которых трудится 63 тысячи человек.
Крупные предприятия составляют всего два процента от общего числа. Но на них приходится примерно половина всех занятых на производстве.

Основная доля в структуре промышленного производства (76 процентов) - обрабатывающая промышленность. Она представлена главным образом металлургией, машиностроением, нефтепереработкой, производством пищевых продуктов и деревопереработкой.

За последние годы именно промышленное производство являлось основным фактором формирования положительной динамики валового регионального продукта.
Индекс промышленного производства за 5 лет составил 120 процентов. При этом на долю обрабатывающих производств приходилось 126,6 процента.

За 10 месяцев 2020 года по основным направлениям промышленного производства - выпуску транспортных средств, лекарств, ремонту и монтажу машин и оборудования, производству металлических, резиновых и пластмассовых изделий Хабаровский край лидирует на Дальнем Востоке и по сравнению с Российской Федерацией в целом.

У нас производство транспортных средств по сравнению с предыдущим годом составило 103,6 процента, в РФ в целом 96,9 процента. Ремонт и монтаж оборудования в крае вырос на 28,2 процента, в целом по России упал и составил 94,8 процента.

По производству лекарственных средств у нас 121,8 процента, а по России 121,1 процента. Производство металлоизделий у нас составило 121,5 процента, в России - 101 процент.
В перспективе, по прогнозам правительства, промышленность до 2025 года для края останется основным драйвером развития. Объём ВРП края должен вырасти с 778,2 миллиарда рублей в 2020 году до 1 110 миллиардов в 2025 году.
Рост производства в 2021 году к предыдущему должен составить 103,4 процента. Далее динамика замедляется, но всё равно в 2025 году по сравнению с 2019 рост составит 115,1 процента.

Первым делом - самолёты

Основным производством края остаётся авиастроение. КнААЗом в 2020 году продолжена поставка Су?37, Су?57, производство составных частей гражданского самолёта «Суперджет?100». Налоговые поступления от завода в консолидированный бюджет края и города Комсомольска - более миллиарда рублей.

Как отметил генеральный директор предприятия Александр Пекарш, производство позволяет заводу обеспечивать работой 9,5 тысячи комсомольчан. Средний возраст авиастроителей 47 лет.
Примерно половина - это квалифицированные рабочие со средним специальным образованием, 38 процентов - сотрудники с высшим профобразованием. Средняя зарплата на уровне 63 800 рублей.

По итогам форума «Армия 2020» в августе заключён контракт на строительство серии Су-35С для Минобороны России. Прорабатывается вопрос об увеличении выпуска самолётов «Суперджет?100». Предварительно на 2021 год одобрено 17 самолётов.

В рамках организации серийного производства на КнААЗе проведена масштабная реконструкция гальванического, агрегатно-сборочного цехов с привлечением средств федерального бюджета.
Ведётся работа по подготовке производства новой модификации «Суперджет нью» с максимальным импортозамещением. Отрабатывается кооперация с корпорацией «Иркут» по производству самолёта «МС?21».

КнААЗ включён ОАК в предварительную схему кооперации по производству российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта «CR?929».

На заводе планируется производить часть крыла, пилоны, центропланы. Это мероприятие включено в национальную программу развития Дальнего Востока.

Прорабатывается вопрос по участию КнААЗа в производстве самолёта для региональной авиации. По экспертным оценкам, в ближайшие 15 лет потребуется замена более чем 200 таких воздушных судов - это Ан?24, Ан?26, Як?40.

Уральские авиастроители рассматривают вопрос о совместном производстве с КнААЗом самолётов Л?610. При этом прорабатывается проект создания в аэропорту «Хабаровск Новый» центра технического обслуживания лайнеров.

Комсомольский авиастроительный в 2021 году планирует получить разрешение на ремонт и обслуживание самолётов.

ОАК на площадках ТОР «Комсомольск» локализовало два производства: «ПАКС-Восток» и «СКИФ-ДМ». Развёрнуто производство кабельных бортовых систем, электрораспределительных устройств металлорежущего инструмента.

Суда, турбины и ещё 39 проектов

Второй ведущей сферой для края является судостроение. Амурский судостроительный завод (АСЗ) ведёт строительство военных кораблей для Минобороны России. В конце декабря торжественно сдан Тихоокеанскому флоту третий корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».

Направлен на достроечную базу грузо-пассажирский паром «Александр Деев». Спущен на воду второй аналогичный паром «Василий Ощепков» и многоцелевое аварийно-спасательное судно.

Сегодня на АСЗ строят четвёртый корвет, серию малых ракетных кораблей. Срок сдачи - 2023-24 годы. В будущем году завод планирует сдать гражданское аварийно-спасательное судно. Среднесписочная численность сотрудников предприятия более 3 200 человек. Средняя зарплата в 2020 году составила 67,7 тысячи рублей.

В результате визита на завод осенью этого года министра обороны РФ Сергея Шойгу в декабре подписан контракт на шесть дополнительных корветов, что обеспечит предприятию загрузку до 2028 года.

Идёт подготовка к тендеру на строительство трёх аварийно-спасательных судов со сроками строительства 2021-2023 годы.

На Хабаровском судостроительном заводе начато строительство двух краболовных судов для крупной добывающей компании «Мак Си Интернешнл». Планируется создание Центра скоростного судостроения.

АО «Дальэнергомаш» выпускает газовые технологические турбины для химической промышленности, турбокомпрессоры большой производительности. Для общепромышленных целей нагнетатели воздуха и различных агрессивных газов.

Филиал в Комсомольске специализируется на мостовых и козловых кранах, очистных машинах для металлургии.
Товарная продукция предприятия в 2020 году выросла по сравнению с предыдущим годом на 13 процентов. Налоговые отчисления увеличились почти на 25 процентов. Средняя зарплата по предприятию свыше 50 тысяч рублей.

На 2021 год портфель заказов «Дальэнергомашем» уже сформирован. Многие партнёры предприятия ведут инвестпроекты, где используются хабаровские агрегаты.

Это Нижнетагильский и Западносибирский металлургические комбинаты группы «Евраз», химические комбинаты группы «Акрон», «Уралхим», предприятие «Севмаш» в Северодвинске, «Русал».
В прошедшем году «Дальэнергомаш» впервые выступил подрядчиком по модернизации турбокомпрессорных станций Норильского никеля. Выполнили проект, предусматривающий поставку продукции собственного производства. Это даёт загрузку на ближайшие 5-7 лет.

- Мы продолжаем выполнять контракты для зарубежных заказчиков, - поделился на расширенном заседании правительства генеральный директор предприятия Олег Конюшев.

- В 2020 году 15 процентов продукции предприятия было поставлено на экспорт. «Дальэнергомаш» в очередной раз завоевал звание «Экспортёр года» в номинации в сфере высоких технологий.

Появляются в крае и совсем новые промышленные предприятия. Осенью 2020 года компанией «ТН пластик» на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» запущено производство водосточных систем из материала ПВХ.
Благодаря содействию врио губернатора Михаила Дегтярёва резиденту ТОР «Комсомольск» - предприятию «Дальстальиндустрия» - в октябре 2020 года федеральным Фондом развития промышленности одобрен льготный займ на сумму 270 миллионов рублей.

Сейчас идёт процедура экспертизы проекта и получения необходимых гарантий.

Всего в стадии реализации у промышленных предприятий 39 проектов на сумму более 6 миллиардов рублей, с созданием 1085 новых рабочих мест.
По 13 проектам оказано содействие в рамках территории опережающего развития. Уже ряд предприятий приступили к выпуску продукции или находятся в завершающей стадии подготовки производства. По 11 проектам идёт работа по привлечению средств федерального бюджета, институтов развития.
- Это позволит сделать прорыв в развитии промышленности края, - отметила первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Мария Авилова.

Промышленная политика многогранна

Безусловно, во многом рост производства - результат целенаправленной промышленной политики правительства Хабаровского края.
Эта политика базируется на четырёх направлениях: индустриальные парки, институты развития, инновационная поддержка и образовательные кластеры.
Но есть ещё ежедневная работа краевой власти по решению самых важных вопросов жизни промпредприятий - во взаимодействии с федеральными органами и просто предприятиями-заказчиками, предприятиями-партнёрами.

К примеру, судьбоносное решение принято в декабре - о докапитализации АСЗ на сумму более 4 миллиардов рублей. Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Мария Авилова напомнила, что этот вопрос правительством края решается с 2014 года.
И благодаря обращению врио губернатора Михаила Дегтярёва к президенту РФ Владимиру Путину удалось докапитализировать это предприятие и решить вопрос с кредитными обязательствами перед Сбербанком.

Важное направление - обеспечение предприятий заказами. Минпром края совместно с коллегами из федерального Минпромторга и Минтранса решают вопрос о строительстве трёх аварийно-спасательных судов и дальнейшее размещение заказов на рыбопромысловые суда.
Рассматривается вопрос о создании в Хабаровске центра скоростного судостроения с использованием композитных материалов. По этому вопросу достигнута договорённость с ведущим конструкторским бюро из Нижнего Новгорода.

Кроме того, с 2023 года край планирует принять участие в программе «Компактная верфь», что позволит АСЗ сократить затраты на содержание не используемых на основном производстве площадей.
Безусловно, промышленная политика - это поддержка средних предприятий. В лесопереработке это Восточная торговая компания (ВТК), которой оказана поддержка из краевого и федерального Фондов развития промышленности.

В результате в посёлке Хор запущено производство фанеры и древесного угля, а в Советской Гавани - топливных гранул.

Поддержкой для промпредприятий является и создание индустриальных парков. Одним из ведущих в этом смысле является парк «Авангард».

Мощным индустриальным парком для края является в перспективе площадка «Парус» в ТОР «Комсомольск».
Сегодня там ведут деятельность пять резидентов с общим объёмом производства порядка миллиарда рублей. На площадке идёт строительство внутренней инфраструктуры.

Кому помогает АПИИ

Важное направление промышленной политики правительства края - институты развития. Здесь особая роль отводится Агентству по привлечению инвестиций и инноваций (АПИИ).

Всего на сопровождении у него находится 103 инвестиционных проекта. В том числе в промышленном производстве - 39. Ещё один важный институт - это Фонд развития промышленности.

Между собой эти два института развития подписали соглашение и действуют в связке в режиме «одного окна». Наш Фонд развития промышленности был первым подобным институтом, созданным на Дальнем Востоке. С 2017 года им одобрено шесть займов на сумму один миллиард рублей.
На рассмотрении находится ещё 11 займов на сумму 208 миллионов рублей. Фонд работает в сотрудничестве с федеральным Фондом развития промышленности, с корпорацией МСП, с фондом Сколково, гарантийным фондом,

Центром поддержки экспорта Хабаровского края. И, конечно, с институтами развития Дальнего Востока по привлечению инвестиций.

Отдельное направление промышленной политики - поддержка инновационных проектов. Она развёрнута на базе нашего агентства по привлечению инвестиций.

Включает в себя три важных составляющих - это региональный центр инжиниринга, центр подготовки проектов, центр сертификации и испытаний. За последние пять лет поддержку получили 1357 малых и средних компаний, реализующих инновационные проекты.

- В 2020 году мы провели два конкурса: «Куб» и «УМНИК», - напомнила Мария Авилова. - Было зарегистрировано 157 участников.
В рамках проекта «УМНИК», направленного на поддержку молодых исследователей, в этом году гранты в размере 500 000 рублей на проведение научных исследований получат девять проектов представителей Хабаровского края.

Кадровые кластеры ширят свой охват

Важным направлением промышленной политики правительства края является обеспечение взаимодействия между производством и образовательными учреждениями по подготовке кадров. В крае развёрнуто 12 учебно-производственных кластеров.

Они готовят специалистов с учётом потребности промышленных производства. Кластеры охватывают авиастроение, судостроение, добычу природных ресурсов, лесное хозяйство и деревопереработку.
В Комсомольске-на-Амуре создан межрегиональный центр компетенций, который позволяет готовить молодёжь по стандартам «World Skills», а также кванториум, который готовит кадры со школьной скамьи по тем специальностям, которые требуются на предприятиях города юности.

В этом году демонстрационный экзамен прошли более 800 учащихся. Его особенность - сдача экзамена в условиях реального производства, а с другой стороны - это испытания по стандарту «World Skills».
С 2021 года федеральный центр запускает механизм единой субсидии на поддержку региональных программ промышленности. Хабаровский край подготовил такую заявку и направил в Минпромторг РФ.
Фонд поддержки промышленности края намерен предоставить займы предприятиям лесоперерабатывающей промышленности по ставке 3,1 процента при покупке отечественного оборудования.
Важным направлением является национальный проект повышения производительности труда. Он предполагает займы по линии Фонда развития промышленности по ставке 1 процент.

Перспективы радуют

- Перспективы развития промышленности мы видим в росте загрузки и повышении эффективности предприятий, в реализации новых проектов, расширении государственной поддержки, - отметила Мария Авилова.

- Безусловно, важны и структурные изменения, повышение доли гражданской продукции в авиастроении, судостроении. Большие надежды связаны с проектом «Суперджет нью», производством Л?610, созданием Центра скоростного судостроения на Хабаровском судостроительном и мощной загрузкой Амурского судостроительного завода.
Также рост должна обеспечить разработка крупных месторождений полезных ископаемых. В первую очередь Малмыжского золотопорфирного. Среди средних предприятий пакет новых проектов насчитывает создание 39 новых производств.

Александр Пекарш, заместитель генерального директора ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», директор филиала компании «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Гагарина», отметил, что перспективы предприятия связаны с задачей, поставленной Владимиром Путиным, по диверсификации продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса, увеличению до 2030 года доли гражданской продукции до 50 процентов.

- Это невозможно без масштабной реконструкции и модернизации производства, - сообщил Александр Пекарш. - В 2021-23 годах мы планируем строительство лётно-испытательной станции для увеличения производства Су?57, холодильного центра для камер нанесения радиопоглащающих покрытий, оснащение производства комплексом проверочной аппаратуры. Стоимость вложений оценивается в два миллиарда рублей.
В новой модификации «Сухой Суперджет нью» будет значительно больше оборудования российского производства.

Реконструкция и модернизация производства намечена и на Амурском судостроительном заводе. Главный инженер АСЗ Андрей Бекасов рассказал, что уже в будущем году на предприятии запланирована реконструкция ряда цехов в рамках федеральной целевой программы по развитию ОПК.

Уже закуплено 100 процентов необходимого оборудования. Ведутся строительно-монтажные работы по 4 цехам. В частности закуплены 10 обрабатывающих центров с ЧПУ.
До этого самый молодой станок на предприятии был 1982 года изготовления. Закуплена роботизированная линия резки металлопроката, обновлено сварочное оборудование.

Идёт реконструкция гидротехнических сооружений, что позволит увеличить номенклатуру выпускаемой продукции.
Просматривается и финансовая стабилизация предприятия. Сегодня АСЗ вынужден привлекать кредитные ресурсы, что приводит к снижению рентабельности.

В новом контракте с министерством обороны прописано, что заказчик компенсирует проценты по кредиту. До 2035 года по поручению президента РФ планируется программа финансового оздоровления предприятия на 26 миллиардов рублей.

«Дальэнергомаш» с помощью министерства промышленности края подключился к национальному проекту «Экология», в частности по модернизации водоканальных сооружений. Завод получил два десятка ответов от администраций городов и предприятий «Водоканал». Оборудование готовится к запуску на предприятии.
Предприятие реализует проект модернизации производства до 2022 года. Он позволит как увеличить объёмы нынешнего ассортимента, так и освоить новые виды продукции на уровне лучших мировых образцов.
Это серия турбокомпрессоров блочного типа «Авангард» и нагнетателей серии «Аэро». Головной образец нагнетателя «Аэро» уже прошёл стендовые испытания. Сейчас идёт доработка агрегата до стадии серийного образца.

Общий объём инвестиций в производство на предприятии за последние пять лет составил порядка 500 миллионов рублей.
Врио губернатора Михаил Дегтярёв перспективы промышленности края оценил высоко и обещал производственникам всемерную поддержку.

Подготовила Раиса ПАЛЕЙ.


Источник: toz.su