Скачать презентацию для рекламодателей.. Доступ к материалам сайта остаётся бесплатный.

Минприроды Коми разъясняет: принцип "одного окна" - как в России организована система обращения с опасными отходами

Главная » Новости » Новости экологии » Минприроды Коми разъясняет: принцип "одного окна" - как в России организована система обращения с опасными отходами

30.04.2023

С 1 марта 2022 года в России вступили в силу новые правила по обращению с отходами I и II классов. Работа по реализации новой системы проводится в рамках федерального проекта "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности" нацпроекта "Экология".

Организовывает деятельность по безопасному обращению с такими отходами предприятие Госкорпорации "Росатом" — ФГУП "Федеральный экологический оператор" (ФЭО). Именно оно определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации.

Задачи ФЭО

ФЭО отвечает за создание и управление комплексной системой по обращению с отходами I и II классов, к которым относятся 487 видов отходов (кроме медицинских отходов). А именно, организовывает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов самостоятельно или с привлечением операторов. Устанавливает уровень тарифов на обращение с отходами, ведёт учёт и контроль за обращением с отходами I и II классов.

Работа системы

Для учёта и контроля создана и запущена в работу цифровая платформа ФГИС ОПВК (федеральная государственная информационная система учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности). Система позволяет установить всю цепочку - от образования опасных отходов до передачи её на объекты переработки, а также содержит данные о расположение объектов по переработке и их технических характеристиках.

Отходообразователи, то есть, предприятия, которые производят отходы I-II классов, обязаны зарегистрироваться в ФГИС ОПВК и заключить договор с "ФЭО". Согласно договору отходообразователи, не имеющие возможности для переработки опасных отходов, обязаны передавать опасные отходы "ФЭО" или привлечённому оператору для обезвреживания и утилизации.

В случае, если отходообразователь имеет собственные объекты переработки, он регистрируется в системе в качестве оператора по обращению с отходами I и II классов опасности и может участвовать в открытых конкурсных процедурах между другими операторами и перерабатывать опасные отходы, образованные другими предприятиями.

Работа с населением

ФЭО не принимает отходы I и II классов от физических лиц. Посредниками между ФЭО и населением являются органы местного самоуправления и организации, управляющие многоквартирными домами, которые также должны заключить договор с ФЭО.

Органам местного самоуправления необходимо проинформировать управляющие компании об организации новой системы обращения с отходами I и II классов и совместно организовать работу по созданию мест накопления ртутьсодержащих отходов от населения в многоквартирных домах.

Если в многоквартирном доме отсутствует помещение для организации места накопления, то ОМСУ должен организовать места накопления ртутьсодержащих отходов от населения и проинформировать потребителей об их расположении.

К отходам I и II классов относятся:

  • отходы, содержащие свинец (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля);
  • ртутьсодержащие отходы (различные виды люминесцентных ламп, приборы, шламы, шлаки, катализаторы, содержащие ртуть);
  • отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы);
  • органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства);
  • водные неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей, гальваношламы).