Скачать презентацию для рекламодателей.. Доступ к материалам сайта остаётся бесплатный.

В Минпромторге разработали стратегию развития отрасли на ближайшие годы

Главная » Новости » Новости микроэлектроники » В Минпромторге разработали стратегию развития отрасли на ближайшие годы

23.08.2022

Минпромторг разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года». Она определяет основные направления деятельности сборочных предприятий и производства автомобильных компонентов. Документ также предусматривает введение заградительных пошлин на импорт автокомплектующих. Стратегия носит больше декларативный характер, в ней слишком мало конкретики, отмечают эксперты. В каком направлении будет развиваться отечественный автопром в ближайшие годы, разбирались «Известия».

Три сценария

Подготовленная Минпромторгом стратегия (документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru) предусматривает три сценария развития автомобильного рынка в нашей стране. Базовый предполагает сохранение основных макроэкономических условий на уровне 2016–2021 годов. По итогам текущего года объем рынка составит около 800 тыс. автомобилей, включая грузовики и автобусы, с постепенным ростом к 2026 году до уровня 1,6–1,7 млн транспортных средств. В дальнейшем предполагается ежегодный рост рынка на 1%, к 2035 году его объем составит 1,9 млн автомобилей.

Оптимистический сценарий повторяет базовый до 2025 года, а к 2030–2032 годам он предполагает рост автомобильного рынка до 2,8–3,0 млн машин в год. Такая перспектива возможна при росте экономики, говорится в стратегии. Согласно пессимистическому варианту, который предполагает стагнацию российского ВВП и снижение покупательского спроса, ежегодный объем автомобильного рынка оценивается в 1,3 млн машин.

Платформы не той системы

Введение санкций, уход с рынка или приостановка деятельности иностранных автопроизводителей привели к остановке большинства автосборочных предприятий и падению продаж автомобилей на 55% по итогам первого полугодия, отмечают авторы документа. Во многом это связано с отсутствием отечественных компонентов для производства автомобилей.

«Политика регулирования допуска иностранных компаний на российский рынок начиная с середины 2000-х годов была нацелена на привлечение в Российскую Федерацию иностранных автосборочных предприятий. Данный подход стимулировал создание в Российской Федерации избыточного числа конкурирующих сборочных производств, однако снизил привлекательность рынка для инвестиций производителей компонентов, субкомпонентов и материалов из-за фрагментации и низкого объема выпуска для большинства платформ», — говорится в стратегии.

Кроме того, авторы стратегии считают избыточным количество автомобильных платформ, на которых выпускались автомобили. По состоянию на конец прошлого года, в нашей стране их насчитывалось 56 штук. При этом в Италии существует 21 платформа, в Польше — 20, в ЮАР — 17, во Франции — 15, в Турции — 14, отмечается в документе.

«Для достижения эффективности локального производства необходимо увеличение количества автомобилей, выпускаемых на одной платформе, предполагающее дальнейшее сокращение количества платформ», — говорится в тексте стратегии.

Стоп-кадры

Другая серьезная проблема, с которой сталкивается российский автопром, — отсутствие необходимого числа высококвалифицированных кадров. В разработанном Минпромторгом документе отмечается, что в России насчитывается в общей сложности около 10 тыс. автомобильных инженеров и разработчиков, или семь человек на 100 тыс. жителей. В Германии этот показатель составляет 167 человек, в Чехии — 46, а в Италии — 24.

«Наиболее критичное воздействие дефицит квалифицированных кадров оказывает на наиболее высокотехнологичные сегменты отрасли, например автоэлектронику, испытывающую потребность в инженерах и ИТ-специалистах», — отмечается в документе.

Слабыми сторонами отечественного автопрома авторы стратегии считают также отсутствие локализации ряда критически важных компонентов и технологий, низкую локализацию компонентов второго и следующих уровней и материалов, а также «зависимость от технологий, оборудования, субкомпонентов из недружественных стран с соответствующими ограничениями в части обслуживания и замены комплектующих». Также серьезным недостатком предыдущих программ, связанных с автопромом, признают недостаточное финансирование НИОКР в автомобильной отрасли.

Что планируют производить в России

Основной задачей новой стратегии развития автопрома является удовлетворение потребностей российского рынка в локализованных не менее чем на 80% машинах и обеспечение технологического суверенитета отечественной автомобильной промышленности, говорится в документе.

В частности, до конца 2026 года приоритетным направлением стратегии является «создание продукции с уровнем локализации 90% в массовом сегменте», причем не менее половины таких автомобилей должно быть отечественных брендов. Документ предусматривает налаживание производства в России собственной компонентной базы: силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности, включая производство малых дизельных двигателей, АКПП, систем ABS, ESP, подушек безопасности, печатных плат, полупроводниковых компонентов, электронных моделей и датчиков, а также тяговых батарей, ячеек к ним, катодных и анодных материалов.

Создание отечественных автокомпонентных производств должно вестись «на базе собственных и лицензированных технологий с соблюдением абсолютного приоритета для собственных технологий в случае их конкурентоспособности». Одновременно с этим для создания большей инвестиционной привлекательности отечественных предприятий по выпуску автомобильных комплектующих предусмотрено «установление высоких импортных пошлин или иных барьеров для импорта».

Хватит ли зарядок

В течение ближайших семи лет запланировано появление линейки отечественных электромобилей и производство не менее 217 тыс. таких машин в год. К 2030 году, согласно стратегии, в России должны функционировать 8,6 тыс. медленных зарядных станций, 5,7 тыс. быстрых зарядных станций и 200 водородных заправочных станций.

Примечательно, что в августе прошлого года правительством была принята концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, которая предусматривает появление к 2030 году значительно большего числа таких заправок: 72 тыс. электрических зарядных станций (в том числе не менее 28 тыс. быстрых) и более 1 тыс. водородных заправок.

Инвестиции в разработки

Одно из ключевых направлений стратегии — НИОКР, как в разработке самих автомобилей, так и компонентной базы. На эти цели до 2035 года намечено направить 2,7 трлн рублей. Основной объем финансирования должен быть обеспечен бизнесом «при государственной поддержке за счет различных финансовых и регуляторных мер», отмечается в документе.

о словам эксперта автомобильного рынка Владимира Беспалова, сложившаяся с середины весны ситуация с производством машин показала, насколько российская отрасль зависима от иностранных компаний. Без серьезных инвестиций в исследовательские и конструкторские разработки избежать этой зависимости не получится, уверен он.

— С учетом ситуации, которая складывается сейчас на автомобильном рынке и в отрасли в целом, внушительные инвестиции в НИОКР выглядят вполне оправданными, — подчеркнул Беспалов.