Скачать презентацию для рекламодателей.. Доступ к материалам сайта остаётся бесплатный.

«Надо взять за пример советское министерство»: 10 вызовов для Олега Коробченко

Главная » Новости » Новости СМИ » «Надо взять за пример советское министерство»: 10 вызовов для Олега Коробченко

15.06.2022

Сегодня депутаты Госсовета РТ официально утвердят главу минпромторга РТ Олега Коробченко в должности вице-премьера Татарстана. Безусловно, в условиях новой реальности спрос с него будет как в военное время. Побеседовав с отраслевыми источниками, «БИЗНЕС Online» составил представление о том, чего ждут от преемника Альберта Каримова. Прежде всего — налаживания настоящего взаимодействия с компаниями, тотальной ревизии местного производства и «агрессивных» действий за пределами республики.

«Пусть идут на заводы работать»

Назначение министром промышленности и торговли РТ Олега Коробченко — бизнесмена, о котором можно сказать, что сделал себя сам и сполна прошел все круги бизнес-ада, было воспринято как некий сигнал. Неужели республиканские верхи в условиях новой реальности дозрели до мысли о том, что республике нужен реально действующий промышленный штаб?

О кондициях нынешнего министерства уже сказано немало, отметим лишь фундаментальную претензию: его работа, по сути, заключается в представительских функциях. Понятно, что полноценная руководящая роль в местной промышленности минпромторгу в силу ряда обстоятельств не грозит — здесь скорее необходимы полномочия и умения грамотного координатора. И, конечно, посильные задачи для министерства точно есть в смежных областях, имеющих непосредственное отношение к промышленному пульсу республики.

Руководитель одного из казанских предприятий на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, какие задачи он бы поставил перед министерством, раздраженно ответил: «Пусть идут на заводы работать. Сколько раз я тыкался туда с вопросами! Побывал на куче совещаний. Результат — ноль. Никто из коллег не понимает, чем занимаются эти люди, каков их статус и круг задач». Тем самым наш собеседник сформулировал первый вызов для Коробченко.

Вызов 1. Реформа министерства

«Надо взять за пример любое советское промышленное министерство, — говорит один из наших собеседников. — По каждому направлению были свои непререкаемые авторитеты — такие, что к ним в кабинет боялись зайти и они могли кого угодно за горло взять. Наизусть знали все о своей сфере ответственности, потому что сами на заводах поработали». Также он указывает на необходимость провести скрупулезную ревизию производительных сил республики — кто, что и как может делать.

Другой наш источник в промышленности РТ указывает на то, как в идеале должна строиться работа министерства с местными предприятиями. Его задачи — гарантировать все возможные субсидии, налоговые льготы, техническое сопровождение, помощь в преодолении бюрократических барьеров при запуске, налаживание связей с потенциальными покупателями. Но проблема в том, что сам минпромторг не способен в ручном режиме (а необходим именно он — такое дело нельзя автоматизировать) охватить все компании. Поэтому каждая из них должна выделить грамотного человека, который бы тащил всю работу с министерством.

Из очевидных проблем наши собеседники указывают, например, на то, что многие оборонщики стонут от мертвого груза избыточной земли. Понятно, что решение вопроса во многом зависит от главного заказчика ОПК — военных. Но показателен пример порохового завода, который все-таки продавил идею о создании на 200 из 480 своих га технопарка. Да и помощь в наполнении подобной площадки — задача как раз для минпромторга…

Или создание общих для всех так называемых центров компетенций. «К примеру, хорошо бы в Казани запустить на каком-то производстве одну на всех гальваническую линию, — говорит источник. — Но нет, каждый кулик желает своим болотом рулить. Все хотят свою гальванику — боятся: а вдруг бомбанет и коллега в первую очередь на себя будет работать?»

Или такой момент. На фоне запрета экспорта российской стали в Европу минстрой РФ для поддержки производителей разработал план по увеличению ее использования при строительстве школ, детсадов, жилья. Для этого идут на изменение отраслевых законов — строительных и пожарных норм. Примерно так можно помочь, скажем, заводу им. Горького. Он мог бы поставить на поток производство мостовых конструкций, однако проблема в том, что по цене зеленодольцы будут неизбежно проигрывать специализирующимся на такой продукции компаниям — из-за накладных расходов на содержание судостроительных и мобилизационных мощностей. Т. е. предприятию нужны квоты на производство таких конструкций, благо потребность в них видится немалой — инфраструктурное строительство объявлено одной из мер поддержки реального сектора. Но квоту просто так не получишь — надо выбивать.

Еще одно пожелание к Коробченко — по полной использовать новые возможности его предшественника Альберта Каримова, назначенного заместителем министра промышленности и торговли РФ. «Он знающий и порядочный человек. Дай бог, Москва его не испортит», — говорит источник.

Вызов 2. Импортозамещение

Решение всего комплекса проблем, связанных с импортозамещением высокотехнологичной продукции, минпромторгу РТ не по силам, но вот способствовать процессу — вполне. Сейчас для министерства самое время стать эдаким центром, объединяющим соответствующие проекты РТ и России, который бы сделал конкретные предложения по их приземлению в Татарстане. Ждать, что к нам придут и построят завод, — такого больше не будет, говорит один из наших собеседников. Надо самим выискивать идеи и приводить их в регион, создавать условия. По его прогнозам, в ближайшем будущем федеральное правительство выделит немалые суммы на поддержку реального сектора экономики, а потому Коробченко стоит провести ревизию в промпарках и проверить, так ли привлекательны в них условия, чтобы звать туда новых игроков.

И для начала надо осознать, что надежды на федеральные министерства нет, подчеркивает наш собеседник. «Такое ощущение, что там сошли с ума, — констатирует он. — Идет тяжелейшая спецоперация, всем уже надо работать круглосуточно, мы же пока спокойно курим и думаем не о том». Минпромторгу РТ необходимо создать аналитическую группу для выявления слабых мест различных производственных цепочек. Понятно, что целиком импортозаместить самолет мы не сможем, но в нем есть узлы и агрегаты с иностранными комплектующими. Некоторые стоят копейки, но в России не производятся. Покупать в Китае не выход. «Пора понять: чуть мы ослабнем — Китай начнет давить», — уверен наш источник. Выгодное предпринимателям импортозамещение пойдет и так, но это исключение: зачастую объемы маленькие, срок окупаемости — под 10 лет. Бизнесмены за такое не возьмутся. Значит, надо создать условия, чтобы за пару лет проект отбился и стал эффективным. Понадобится большая помощь государства, в том числе республики, по подготовке производства, возмещению затрат и т. д. Татарстан более других регионов готов пойти на это. «Условно говоря, построить завод и отдать его в эксплуатацию, кому — неважно, только бы работал, — говорит наш собеседник. — И так затягивать сюда проекты. Утопия? А что, есть другой выход? И давайте все-таки признаем, что после 24 февраля мы перестали жить в рыночных условиях. К тому же многое говорит о том, что Михаил Мишустин (глава правительства России — прим. ред.) набирает силу и реально может все перевернуть».

Вызов 3. Заставить считаться с собой федеральных игроков

Минпромторгу Татарстана приходится действовать в условиях, когда большинство крупных или небольших, но принципиально важных для отраслей предприятий подчиняется федеральным центрам силы. Решения по татарстанским компаниям принимаются в Объединенной авиастроительной корпорации, «Вертолетах России», концерне «Радиоэлектронные технологии», «Технодинамике», «Швабе», СИБУРе, на Уральском заводе гражданской авиации. Для порядка местного министра, конечно, приглашают на совещания, но только как организатора мероприятия, а не как принимающего решения, констатирует один из наших собеседников.

Понятно, что региональному минпромторгу не тягаться, скажем, с гендиректором ОАК, но наладить контроль за происходящим на татарстанских предприятиях необходимо. Классикой жанра можно считать историю с КВЗ, когда внешне процветающий завод оказался фактически банкротом. «Разве это дело, когда президент Татарстана узнает о ситуации на КВЗ не от своего минпромторга, а из других источников?» — недоумевает один из собеседников «БИЗНЕС Online».

Каримов однажды публично покритиковал федеральных монстров. В 2020 году на коллегии минпромторга РТ он указал, что одна из главных причин, сдерживающих рост татарстанских компаний, — излишняя централизация в холдингах и корпорациях. Но, как видно, сегодня слегка пожурить — мало: необходим адекватный анализ ситуации.

Холдинги не всесильны, говорит наш источник, у их местных предприятий тоже полно проблем, с которыми министерство может помочь. Надо заключать соглашения о сотрудничестве. Для Татарстана эти компании не отрезанный ломоть, республика заинтересована в работодателях и налогоплательщиках.

Вызов 4. Реагировать на кризисные ситуации

Но, чтобы федеральные холдинги считались с мнением республиканского минпромторга, очевидно, он должен изменить и свое поведение. Необходимо превентивно, а не когда журналисты отловят министра на каком-нибудь мероприятии, доносить до общественности свою позицию по кризисным ситуациям. Их в последние годы было немало. Достаточно вспомнить истории «Казанского Гипронииавиапрома», КЗСК, ОКБ им. Симонова, фирмы «МВЕН». А еще уголовное дело генерального директора Зеленодольского ПКБ Виталия Волкова, задержание генерального директора судостроительной корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова, арест генерального директора казанского завода «Электроприбор» Павла Шацких.

Каждый из этих эпизодов вызывал живой отклик у общественности, бурно обсуждался в промышленной среде. Но были ли от министерства полноценные заявления по данным коллизиям? Нет. А ведь это не конторы из разряда «рога и копыта». В результате складывается впечатление, что даже не минпромторг, а республика дистанцировалась от участия в делах не только действующих на его территории федеральных предприятий, но и собственных.